Методические рекомендации

     Семья, как социальный институт, призвана обеспечить адаптацию молодых граждан к жизни в сложных внешних условиях и защитить от деструктивных стимулов развития. В сфере профилактики молодёжной наркомании роль семьи в настоящее время особенно возрастает в связи с очевидной неспособностью государственных структур решать проблему распространения наркомании и наркопреступности в молодёжной среде. Однако, по социальному положению в обществе, составу, образовательному уровню родителей семьи бывают разные, родители могут иметь среднее или высшее профессиональное образование в различных областях деятельности, или аттестат общеобразовательной школы. Это во многом определяет подготовленность родителей к проведению с детьми мероприятий по профилактике наркомании, способности вести с ними необходимую разъяснительную работу. Разноплановость семей делает неясным спектр позиций и установок родителей по проблеме профилактики наркомании, основные родительские стратегии и их успешность, содержание протективных ресурсов семьи, в какой помощи она нуждается, и как следовало бы эту помощь организовать.

     Прежде, чем приступить к разработке Интернет-портала для методической поддержки родителей в профилактике наркомании и наркопреступности среди молодёжи, было рассмотрено множество литературных источников и Интернет-ресурсов по данной тематике. По результатам изучения которых нами сформулированы  следующие предположения:

1) родители готовы принять участие в антинаркотической профилактике, но не  многие и не в полной мере владеют методами такой работы;

2) родители по мере сил занимаются антинаркотической пропагандой на основании доступных им сведений и надеются, что этого достаточно;

3) некоторые особо «продвинутые» родители повышают свой интеллектуальный уровень в области методов борьбы и профилактики наркомании в молодёжной среде.

     Большинство родителей ограничивают свою работу по профилактике наркомании у детей просветительскими беседами на тему «Что такое наркотики, и почему их нельзя употреблять». При этом сами родители мало знакомы с наркоманией как клинико-социальным явлением и предпочитают рассуждать о последствиях злоупотребления психоактивными веществами весьма абстрактно. В то же время подростки-старшеклассники, в целом, значительно более компетентны родителей в вопросах, связанных с наркотиками; даже не имея собственного опыта употребления наркотиков, они, по крайней мере, знают сверстников, имеющих такой опыт, и могли с ними общаться.

     Как показывает практика работы в высшем учебном заведении, большинство семей весьма успешно фильтрует внешние наркогенные угрозы (доступность наркотиков, активность наркодельцов, угрожающие действия правоохранительных органов, неадекватная антинаркотическая или даже пронаркотическая пропаганда, зараженность ближайшего окружения наркотиками) и более-менее благополучно внедряет в головы подростков и студентов государственные установки на здоровый образ жизни.

     Вместе с тем, исследование показало, что обычные и внешне даже вполне благополучные семьи по-разному справляются со своими протекторными функциями, обладают разным профилактическим потенциалом. Более того, среди них существует значительное число таких семей, которые не только не защищают молодое поколение от внешней наркогенной угрозы, но, функционируя в режиме ложных (ошибочных) или даже патогенных родительских стратегий, сами формируют пронаркотическую семейную ситуацию.

     По степени участия в защите молодёжи от наркотизации или, иными словами, по степени выраженности профилактического потенциала можно условно разделить все семьи, если отбросить крайние варианты («успешные» семьи и «неблагополучные»), на пять следующих типов:

1) семья протекторная (защищающая), активный участник профилактики;

2) семья иммунизирующая, укрепляющая;

3) семья нейтральная, делегирующая свои обязанности по защите подростка от наркотиков;

4) семья гипопротекторная, гиперопекающая;

5) семья, не способная выполнять защитную функцию.

     Семьи всех перечисленных выше типов по-разному проявляют себя по отношению к подрастающему поколению и к наркотическим средствам, применяют различные стратегии противодействия наркотикам и нуждаются в различных формах участия, поддержки или вмешательства. Но разработанный и представляемый Интернет-ресурс сможет помочь родителям всех перечислены выше типов семей без исключения в борьбе с наркоманией и наркопреступностью в молодёжной среде. К подготовке материалов для размещения на портале и его администрированию привлекаются молодые люди – студенты филиала, которые пополнят ряды борцов за здоровый образ жизни.

     Авторской разработкой является автоматизированный модуль анкетирования в режиме реального времени предлагающий тест, на вопросы которого могут ответить родители или педагоги, предполагающие у детей или воспитанников наркотическую зависимость.

Вопросы анкеты сгруппированы по блокам:

Блок 1. Серьёзные проблемы (индикаторы), вес блока 0,5:

1. Ранее не встречавшиеся боли в животе (в области почек, печени), нарушение работы желудочно-кишечного тракта

2. Бессоница, разговоры во сне и кошмарные сны,

3. Провалы в памяти, спутанность речи и сложности в изложении мыслей,

4. Повышенная потливость и частое мочевыделение,

5. Ничем не обоснованный отказ от ношения одежды с длинными рукавами и отказ от ношения тёмных очков

6. Исчезновение из дома денег, ценных вещей, постоянные просьбы о выдаче достаточно крупных денежных сумм

Блок 2. Существенные признаки, вес блока 0,3:

1. Нарушение работы сердечно-сосудистой системы (тахикардия, перепады артериального давления, перебои дыхания)

2. Нарушение координации и периодические головокружения

3. Ранее не встречавшаяся сонливость и пониженная работоспособность

4. Резкое снижение аппетита и периодические всплески чувства голода

5. Частая, без видимых причин, смена настроения от апатии до депрессии

6. Уход от прямых разговоров по данной проблеме, ребёнок отводит или прячет глаза

7. Разрушение связей со "старыми друзьями", отказ от разговора о новых друзьях

8. Чувство тревоги, замкнутость

9. Утрата всякого интереса к ранее излюбленному делу, хобби

Блок 3. Сопутствующие признаки, вес блока 0,2:

1. Завышенная или заниженная самооценка, выражение которой часто сопровождается агрессивным поведением

2. Склонность к вранью, в том числе и в мелочах

3. Переход чувства юмора в стадию грубости, цинизма и пошлости

4. Безразличное отношение к учёбе

5. Кардинальное изменение жизненных ориентиров и ценностей

6. Ребёнок ощущает себя в школе или в другом учебном заведении "чужим"

7. У ребёнка частно возникает желание вырваться из дома

На каждый вопрос предлагается выбрать один из ответов:

- да (утвердительный),

 - нет (отрицательный),

- иногда (нейтральный).

При вычислении баллов по полученным ответам ответ «да» соответствует 30 баллам, ответ «иногда» - 20 баллам, ответ «нет» - 10 баллам.

 Все вопросы в пределах анкеты в данной её версии являются равновесными, поэтому каждый вопрос первого блока весит 0,17, второго блока – 0,11, третьего блока – 0,14. Блоки являются разновесными: первый блок является самым весомым, его вес 0,5, второй имеет вес – 0,3, третий – 0,2.

Для вычисления суммы баллов по анкете вычисляется сумма произведений для каждого вопроса анкеты по формуле: вес блока´вес вопроса´балл ответа. Далее полученная сумма  анализируется по абсолютному количеству баллов и наличию положительных ответов на вопросы первого, второго и третьего блока см. табл. 1.

Таблица 1

Количество положительных ответов на вопросы

1 стадия проблемы (лёгкая)

2 стадия проблемы (средняя)

3 стадия проблемы (тяжёлая)

1 блок

1

2,3

4, 5, 6

Баллы

2,5

5-7,5

10 - 15

2 блок

6-9

6-9

6-9

Баллы

6 - 9

6 - 9

6 - 9

3 блок

5-7

5-7

5-7

Баллы

4,29 - 6

4,29 - 6

4,29 - 6

Представленные в таблице 1 условия принадлежности ответов на вопросы анкеты к проблемным группам определяют пороговые значения предполагаемых стадий наркомании  в баллах см. табл. 2.

Таблица 2

1 стадия 

2 стадия

3 стадия

левая
граница

правая граница

левая
граница

правая граница

левая
граница

правая
граница

12,79

17,5

15,29

22,5

20,29

30

Первая стадия, наиболее вероятно, соответствует нерегулярному, но имеющему место употреблению наркотиков подростком или студентом.

Вторая стадия, наиболее вероятно, соответствует продолжающейся уже некоторый период наркотической зависимости, возможно, сопровождаемой умеренными или малыми дозами наркотиков.

Третья стадия, наиболее вероятно,  соответствует продолжающейся достаточно длительный период наркотической зависимости, возможно, сопровождаемой существенными дозами наркотиков.